Новости ROKS
news title
FLOW Festival
11 Сентября 2011
Бабье лето уже почти закончилось, и наступает пора, когда воспоминания о теплых деньках вполне могут составить неплохую компанию в дождливые часы и минуты, которыми нас вов-вот наградит климат Санкт-Петербурга. Именно этим мемуарам я и собираюсь предаться в ближайшее время. Естественно, они будут посвящены музыкальным событиям лета, свидетелем которых мне удалось стать в 2011 году. Потому, что лучше поздно, чем никогда.  
 
Такая небольшая европейская страна, как Финляндия, которая в нашем народе зовется ласковым коротким словцом, обозначающим также вид холодного оружия, является территорией проведения огромного количества всевозможных музыкальных фестивалей. Число это не уступает даже числу фестивалей в Великобритании. Так что от холода финны спасаются не только крепкими алкогольными напитками, но и отличной музыкой. Отнюдь не всегда тяжелой, кстати, как учит нас распространенное предубеждение. Взять, к примеру, фестиваль Flow, который мне удалось посетить в этом году.  

В этом году с 12 по 14 августа фестиваль Флоу проводился в Хельсинки в восьмой раз. Место, где проходит действо, предполагает размещение до 16 тысяч человек в день, что, как нетрудно подсчитать, составляет примерно полсотни тысяч поклонников всевозможной музыки за все время прохождения фестиваля. Что касается лайн-апа (списка участвующих коллективов), то в этом году от него просто дух захватывало. Kanye West, Röyksopp, Janelle Monáe, Empire of the Sun, The Human League, Sly & Robbie, James Blake, Battles, Mogwai, The Pains of Being Pure at Heart, Iron & Wine, Twin Shadow, Ariel Pink's Haunted Graffiti, Destroyer, Hercules & Love Affair и в последний момент занявший освободившийся спот MF DOOM – согласитесь, такой список заставит учащенно биться сердце любого поклонника современной и актуальной музыки. Люди, не впервые посетившие фестиваль, утверждали, что такого подбора исполнителей не наблюдалось еще ни в каком ином году.

На территории бывшего Рыбного Порта (Kalasatama) располагаются сцены под открытым небом, сцены-шатры, подмостки в бывших индустриально-товарных помещениях, питейные зоны-бары, закусочные, палатки с едой и небольшой кинозальчик под названием Film Garage. Честно говоря, у меня за все три дня фестиваля так и не получилось обойти все его закутки, коих было бесчисленное количество, да и задачи у меня такой не было. Происходящее на главных сценах было настолько интересным, что времени на что-то еще просто не оставалось. 

Пятница, 12-ое.

Начался для меня фестиваль с пятничного выступления на сцене Nokia Blue Tent канадской инди-рок банды Destroyer. Группа существует с 1995 года под предводительством Дэна Бейхара (Dan Bejar), который, наверно, более знаменит своим участием в коллективе The New Pornographers вместе, кстати сказать, с небезызвестной Нико Кейс (Neko Case). Случилось так, что в самом начале 2011 года Destroyer выпустили пластинку под названием Kaputt, о которой с удовольствием писали многие зарубежные музыкальные издания, да и здесь, в России, запись, судя по интернет блогам, кое-кому пришлась по душе. Альбом, действительно, получился отличным, и увидеть ансамбль живьем безусловно стоило. 
 
 
 
Техасская (так и хочется написать «резня бензопилой») фолк-группа Midlake не имеет ничего общего с фильмом, название которого могло появиться в этом предложении. Песни, исполняемые выпускниками джазового отделения Северного Техасского Университета Музыки, также далеки от саундтрека к любому художественному фильму ужасов. Midlake выступили на главной сцене фестиваля, что, возможно, означает особые надежды, которые организаторы Flow возлагали на этих музыкантов. Поглазеть на американских фолк-рокеров собралась довольно большая толпа, так что, будем надеется, все остались довольны.
 
 

Перед выступлением MF DOOM, я забежал на несколько минут взглянуть на американских барышень из группы Warpaint. Коллектив этот молодой, но, как обещают нам некоторые музыкальные издания, перспективный. И действительно, на девушек приятно посмотреть, хотя возможно это связано с тем, что девушек всегда отрадно созерцать. Портал allmusic.com сравнивает музыку Warpaint с творчеством такого, например, коллектива, как Beach House, но мне показалось, что у героинь этого абзаца все гораздо мрачнее и агрессивнее, а одна знакомая после их прослушивания заявила: «Музыка отличная, вот если б они еще не пели…». Бесполезная информация: в октябре 2010г-го у Warpaint вышел дебютный альбом под названием The Fool, басист RHCP Фли сообщил, что это «величественная и прекрасная запись», а Энтони Кидис назвал группу самой обещающей на сцене современного Лос-Анджелеса.
 
 

Так что, собственно, MF DOOM. Легендарнейший британский исполнитель альтернативного рэпа, выходец из среды андеграундного хип-хопа, участник бесчисленных коллабораций, среди которых совместные проекты с Danger Mouse и Ghostface Killah, создатель Madvillain и просто человек в железной маске… Слова, слова. А слова, собственно, как и в музыке советских бардов, самое важное в хип-хопе. Что касается остального, то выглядит Даниэль Дюмэлей (настоящее имя музыканта) довольно просто – толстое брюшко прикрывает черно-красная полосатая майка, поверх которой накинуто что типа телогрейки. И даже железная маска не создает впечатления загадочности и страшной тайны. А вот спутник Даниэля был вполне себе нечего – раза в три объемнее и в два – энергичнее. Одним словом, все это не произвело впечатления. Видимо, надо вчитаться в тексты.
 
 

Одновременно с MF DOOM на сцене Black Tent давали джазу Hercules & Love Affair, однако я их уже видел в прошлом году на Пикнике Афиши, да и не пробиться туда было – слишком много почитателей собралось.

В 23 часа на главную сцену поднялись хэдлайнеры первого дня – норвежцы Röyksopp, которые как-то выступали в Петербурге в рамках местного фестиваля Стереолето. Герои современной электронной сцены, «нордические Daft Punk», на Flow сыграли в расширенном составе, к коему примкнули басист и гитарист, надевшие на головы какие мешки или пакеты для пущей анонимности. Публика же радостно отплясывала под музыку своих любимцев, особенно под популярную песню "Happy Up Here".
 
 

Под занавес пятницы на Nokia Blue Tent появились еще одни актуальные деятели современной популярной музыки, а именно Ariel Pink's Haunted Graffiti, которые, кстати, совсем недавно удачно выступили в Москве и о коих по этому поводу, захлебываясь, писал журнал Афиша, поместив фото Ариэля Пинка на свою обложку. Группа эта обязана большой волне популярности своему последнему на данный момент альбому Before Today, что вышел в июня 2010 года. Пластинка, действительно, очень неплохая и приятная со всех сторон, однако живьем этот коллектив немного разочаровал. То ли потому, что звук был не очень хорошим, что вообще-то нонсенс на финских фестивалях, то ли потому, что подача музыкантов была какой-то пресноватой. Это, конечно, не означает, что группа представляет из себя раздутую журналистами сенсацию, просто день был такой. Наверно.
 
 

Суббота, 13-ое.
 
Субботний погожий денек фестиваля Flow обещал быть самым интересным в музыкальном плане и, что самое приятное, ожидания эти он полностью оправдал. Началось все для меня с выступления американской группы из Нью-Йорка The Pains of Being Pure at Heart. Сфотографировать их я благополучно опоздал, ибо под это дело обычно выделяется первые три песни сета. Поэтому пришлось щелкать их из первых рядов, куда, кстати, почти всегда можно пробраться без труда при определенном желании, так как зрители располагаются перед сценами довольно свободно, не создавая давления, коим отличаются первые ряды на концертах в России. А сделать снимок на память помимо обязанности заставила еще и атмосфера, которую музыканты этой молодой команды создали. Песни этого коллектива отчасти напоминают ранних Smashing Pumpkins, а отчасти, почему-то, The Cranberries. Три-четыре блатных бесхитростных американских аккорда, но исполнены они с такой самоотдачей, что ноги сами рвутся в пляс. Это, кстати, было одно из немногих выступлений на фестивале, после которого вообще не хотелось уходить от сцены, и публика еще довольно долго вызывала The Pains of Being Pure at Heart на бис, прекрасно осознавая, что повторных выходов на фестивалях не бывает.    
 
 

Далее на сцену Black Tent поднялся франко-финский дуэт The Dø. Франко-финский он потому, что вокалистка коллеrтива по происхождению финка, а по прописке – француженка. Их дебютный альбом A Mouthful, как бы странно это не звучало, поставил своеобразный рекорд. Никогда еще французская группа, поющая на английском, не занимала топовых позиций в национальном чарте Франции. Живьем The Dø смотрятся потешно – эдакий театр-шапито на выезде. Слушаются очень даже неплохо – европейский инди-рок с французским привкусом в полной красе.
 
 

Следом за этим я отправился к главной сцене, где должны были появиться фолкеры Iron & Wine. Это, в общем-то, псевдоним Самуэля Бима (Samuel Beam), который, однако, выступает не один, а с полноценным ансамблем, состоящим из порядка десяти музыкантов. Шведская артистка Lykke Li, привлекшая немало зрителей в тот день фестиваля, выступление которой должно было состояться сразу после Iron & Wine, не смогла приехать из-за внезапного недуга, и сет американских фолкеров автоматически удлинился за счет этого скорбного факта. Самый бородатый из всех участников Flow в этом году Самуэль Бим является одним из главных инноваторов современной фолк-роковой сцены. Его альбом 2007 года The Shepherd's Dog получил много восторженных отзывов от музыкальных критиков всего мира. Iron & Wine прозвучали намного интереснее своих коллег Midlake, что выступали в предыдущий день. Настоящее мастерство сочинения отличных песен сквозит во всем, что делает Самуэль Бим. 
 
 

Ближе к вечеру фестивальная атмосфера накалялась. Скоро почти одновременно должны были выступить энергичнейшая Жанель Монэ (Janelle Monáe) и хэд-лайнеры главной сцены, австралийцы Empire of the Sun.

Выступление Жанель Монэ открыл подтянутый афро-американец одетый с иголочки в черно-белый костюм, который объявил, что сейчас на сцене появится величайшее музыкальное явление современности. Выросшая в Канзасе американка Жанель Монэ, не могла не вдохновиться книжкой «Мудрец страны Оз» («Волшебник Изумрудного города» в русском варианте) и ее главной героиней Дороти (у нас эту девочку зовут Элли). Она с самого раннего детства мечтала стать артисткой. В прошлом году Janelle Monáe выступала на Пикнике Афиши, однако там я ее выступление пропустил. На Flow же я стал свидетелем полноценного шоу певицы, с участием ритм-секции, гитариста, клавишника, бэк-вокалисток, а также струнной и духовой секций. Это было что-то! Без сомнения перед нами талантливейшей певица, исполняющей музыку в стиле лэйбла Motown и саундтреков к фильмам о Джеймсе Бонде, которой удается резко выделяться на общем сером фоне черной американской популярной музыки. Тембр ее голоса имеет собственный характер и отличается от одинаково звучащих вокалов толпы певичек R’n’B. И, конечно же, упругий резиновый фанк и соул, исполненный афро-американцами – это вам не заунывный европейский фолк-рок и прохладная электроника, в коих есть своя прелесть, но для настоящих танцев нужно именно это! Однозначно, лучшее выступление Flow.
 
 

Австралийцы Empire of the Sun, вдарившие по струнам через полчаса после начала сета Монэ на соседней сцене, известны на самом деле всем и каждому, хотя многие об этом не подозревают. Наверняка вы слышали эту песню, но не догадывались, как эта группа зовется. Этот самый хит в аудио-версии производит довольно спокойное впечатление – тихонько звенит акустическая гитара, неогрубевший еще голос подростка поет что-то там о том, что все мы люди. На огромной же сцене этот коллектив устраивает шоу, от которого начинает рябить в глазах. Тут тебе и безумные костюмы музыкантов, и переодевающиеся на каждой композиции девушки-танцоры, и величественный видеоряд, и громоздкие сценические декорации. То есть, настоящий хэд-лайнер крупного европейского фестиваля по всем законам жанра.
 
 

Честно скажу, на выступление британских героев новой волны The Human League, которые недавно воссоединились и выпустили свежую пластинку, меня уже не хватило. Да и так субботних музыкальных впечатлений были полные карманы.

Воскресенье, 14-ое.

Опять солнце. Такое ощущение, что кто-то специально проплатил эту акцию с замечательной погодой, что было чрезвычайно приятно. Только к вечеру последнего дня фестиваля сгустились тучи, но дождь так и не пошел. Как в анекдоте. «Разве такую красоту купишь за деньги?!»

Хэд-лайнером воскресенья должен был стать Kanye West, что само по себе принесло изменение внешнего вида главной сцены (у нее появился выступающий далеко вперед пирс) и огромное количество непонятно откуда взявшихся американцев среди публики.

В 17-45 на главной сцене появились легенды ямайского реггея Sly & Robbie с участием, как сообщалось в программке, Junior Reid, еще одного известного ямайского музыкального деятеля, который, почему-то, так и не появился перед поклонниками. Барабанщик Лоуэлл Данбар по прозвищу Слай (Sly Stone – один из его любимых музыкантов) (Lowell “Sly” Dunbar) и бас-гитарист Роберт Шекспир(!) (Robert Shakespeare) исполняют национальный ямайский рок-н-ролл уже далеко не первый десяток лет и, как вы можете легко догадаться, делают это лучше многих и многих своих последователей. Что они и продемонстрировали на Flow. Однако самой занятной фигурой на их выступлении был гитарист, которого мне до сих пор пока так и не удалось идентифицировать (а когда его объявляли со сцены, я прослушал). Этот представительный муж в черном плаще развлекал публику своими ухмылками, жестами и отличной игрой на инструменте.
 
 

Затем на двух разных сценах одновременно выступили группы Mogwai и Twin Shadow. Шотландский инструментальный коллектив Mogwai из Глазго, исполняющий музыку в стиле пост-рок, уже довольно хорошо знаком российскому слушателю. Группа эта выступала в обоих столицах, причем в Петербурге это было совсем недавно. На мой взгляд, пост-рок уже несколько изжил себя, однако ансамбль этот хорошо делает то, что он делает. Мне было интереснее посмотреть на друзей группы The Pains of Being Pure at Heart, новичков из Twin Shadow. Музыкант доминиканского происхождения Джордж Льюис Младший (George Lewis Jr.) со сценическим именем Twin Shadow перебрался из взрастившей его Флориды сначала в Бостон, а потом и в Нью-Йорк, где он нашел себе применение в качестве лидера собственной группы и записал свой первый альбом Forget, который вышел в 2010 году. Ансамбль напоминает The Clash и Bloc Party внешне и нью-вейв 80-ых музыкально.
 
 

История наша близится к развязке. Американская группа Battles, выпускающаяся на знаменитом Warp Records, лишившаяся в прошлом году своего лидера Тиондайя Брекстона (Tyondai Braxton), решила продолжать свою деятельность не смотря ни на что. В доказательство своей состоятельности парни выпустили вторую пластинку Gloss Drop в июне 2011-го и вроде как угодили своей аудитории. В разгаре тура в поддержку свежей пластинки их и занесло на Flow. Ансамбль, исполняющий инструментальную авангардно-экспериментальную музыку с легким кивком в сторону мейнстрима, отличается от прочих групп фестиваля прежде всего внешне. Груда инструментов выставлена в самый перед сцены, причем ударная установка располагается по центру. По началу неясно, как трио музыкантов будет со всем этим управляться. Однако, у них все хорошо получается. Только вот почему-то коллектив собирает рекордно малое количество публики у сцены. Видимо, инструментальный авангард не пользуется массовым спросом не только в России. Но скорее всего, все просто отправились к главной сцене, где вот-вот должен появится Kanye West.  
 
 

И он появился-таки. В клубах искусственно дыма на поднимающейся платформе прямо посреди зрителей под звуки первой песни со своего самого, наверно, знаменитого сейчас альбома My Beautiful Dark Twisted Fantasy. Правда, выступление его было задержано (неслыханный случай в моей финской фестивальной практике) где-то минут на 45, но этого уже никто не заметил. Сет Канье Уэста был самым длинным среди прочих выступлений на Flow, в котором он и его музыкальная команда (не слишком многочисленная, надо признать) исполнили, наверно, почти все его хиты, включая заигранную до дыр во всевозможных эфирах песню "E.T.", записанную с Кати Перри (Katy Perry).   
 
 

Параллельно с выступлением Канье на соседней сцене появился Джеймс Блейк (James Blake), однофамилец знаменитого лондонского поэта и, как выясняется, сын английского гитариста Джеймса Лизерланда (James Litherland), участника группы Colosseum, пионеров британского прогрессивного джаз-рока. О Джеймсе Блейке, как об одном из самых перспективных новичков на английской эмбиент сцене и изобретателе пост-дабстепа, не писали в последнее время только самые ленивые музыкальные издания. Живьем музыка трио Блейка слушается интереснее, как и можно было предположить. Впечатление усиливает великолепный свет, подчеркивающий звуковые настроения и мельчайшие нюансы неожиданных ритмов и непредсказуемо-затянутых пауз.    
 
 

Здесь рукопись обрывается, так как можно было бы рассказать еще о многом, произошедшем на фестивале, но ты, уважаемый читатель, даже если дошел до этого места, уже все равно клюешь носом. Засим откланиваюсь. Всем спасибо!  
 
Текст и фотографии Ильи Павлюченко.
всего фотографий: 258
12 Сентября 2011 12:56
user title Шикарный репортаж с места событий! Ни разу даже не клюнула носом! =)) Спасибо, Илья! Жаль только, что заранее не знали о фестивале, обязательно бы посетили! Видимо, не хватает раздела "Что дальше?" =)
12 Сентября 2011 13:45
user title В следующем году он тоже будет, так что вы еще успеете.
Радио on-line
В эфире:
Радио ROKS
Сейчас играет:
Sting
Desert Rose (Brand New Day 1999)

Слушать on-line

Смотреть web-cam